Who is Who? К вопросу о бессмысленных спорах

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

a-ha

Читая (скорее, просматривая по диагонали) на разных форумах и пабликах бесконечные споры по совершенно бессмысленному поводу: доказать друг другу, а кто круче Пол, Магне или Мортен, хочется плакать и смеяться одновременно.

Кажется, что напряжение и постоянные терки между тремя абсолютно разными ХАРАКТЕРАМИ, ТИПАЖАМИ МУЗЫКАНТОВ и ПСИХОТИПАМИ перенеслись на поклонников группы, большинство из которых путает понятия: мне этот нравится бОльше (часто, не знаю почему), значит такой-то участник группы лучше и круче и вклад его важнее. Это переросло в своего рода процесс самоутверждения в кругу той части поклонников, которая не только не утруждает себя поиском понимания, кто есть кто в a-ha, но зачастую даже буклеты не открывает, чтобы хотя бы узнать авторство песен, и мыслит стереотипами (одним из перечисленных или одновременно несколькими):

1)О, это фронтмен — значит он лидер, он крутой. Он красив и сексуален
2)Или же. О, вот это основной автор, а второй играет на клавишах, а третий только исполняет песни гения.
3)О, а этот главный заводила на концертах и много и по делу говорит — он лидер, он задает тон, он веселый и остроумный,  и так далее

На первом этапе творчества группы, во времена отсутствия в СССР-СНГ оригиналов-буклетов первых 3х-4х дисков, отсутствия интернета и музыкального телевидения, а еще и потому, что группа функционировала единым организмом, определить кто есть кто в магическом коктейле a-ha было сложно.

Даже когда появились буклеты, из которых можно было узнать об авторстве той или иной песни, и всегда найти информацию, кто и когда ступает на чужую территорию (как, например, Пол Воктор сыграл на фортепьяно в «Nonstop July», а Фурухольмен оказался тем, кто поет вторым голосом в «Cold River» или «The Rolling Thunder») — это только немного облегчало поиск ответа.

Во второй этап творчества группы, где-то с середины записи «MEMS» и до начала записи «Foot of the Mountain» для нас издавали полу-белые альбомы (имеется ввиду аналогия  с Белым альбомом Битлз). Но на самом-то деле, по-настоящему той самой «белизной» страдали только песни Мортена, поскольку он работал над ними один, без какого-либо участия Магне (кроме случаев соавторства в  альбоме LL) и Пола. В других случаях — это было все же Пол+Мортен и продюссеры или Магне+Мортен и продюссеры. «Cast in Steel» в силу разных причин оказался сборной солянкой песен по схемам «Пол+Мортен», «Магне+Мортен», «Мортен», только на этот раз музыканты не отдавали свои творения на растерзание пришлых продюсеров, а сопродюссировали композиции с людьми, которые хорошо понимают, что такое a-ha.

Итак, первый и немаловажный фактор:  каждый из нас воспринимает ту или иную песню со своей точки обзора, слушания и способа своего восприятия,  и большинство видит только определенную часть целой картины. Для массового слушателя (даже в терминах фандома a-ha) —  это просто категория нравится-не нравится, цепляет- не цепляет. Копать глубже хотят немногие. Но и это только малюсенькая часть причины. Слушатели, как и музыканты a-ha являются людьми с разными восприятием музыкального потока. Усложнять вам задачу перечисляя эти сособы восприятия, я не стану, если появится желание, то сами захотите разобраться в себе.

Для того чтобы возможно, хотя бы для кого-то устранить причину этого беспредментного спора, попробую расставить точки над і.

a-ha — это коктейль из трех ингридиентов. Если какого-то из них не хватает, то и консистенция и вкусовые и остальные качества продукта страдают. Но, самое важное, попробуйте уяснить простую вещь. Пол, Магне и Мортен — абсолютно разные творцы, у каждого есть свой особенный талант, который менее развит у любого из двух других.

12791335031

Пол Воктор

1) Пол Воктор — Савойгениальный и единственный в своем роде мелодист с присущим только ему почерком. Он способен создать атмосферу меланхолии самой лишь мелодией. Как мелодист  он самый талантливый из трех. Пол — Творец, чьи работы перекликаются с работами немецких -композиторов-романтиков 19 века и произведениями Битлз. Его работы могут быть более или менее талантливыми и яркими, как у любого другого выдающегося композитора, но его музыкальные гармонии как мелодиста, его почерк узнаваемы. Даже на уровне текстов, несмотря на все метафоры и аллегории, Пол всегда рассказывает историю, это — повествование. В песне «Goodbye Thompson» рассказывается история человека, которому приходится закрыть важную страницу своей жизни, который отдал все свои силы и энергию на создание этой главы, но вынужден начинать новую, но испытывает неуверенность в том, что придет на смену привычному делу. А как аранжировщик и музыкант Пол лишен таланта, который наиболее развит у Магне Фурухольмена. Воктор почти «не видит» красок, тембральных, тональных и других возможностей музыкальных инструментов, которые могут усилить его песни и интереснее, неповторимее донести до слушателя историю.

4opKML-v5AM

Магне Фурухольмен

2) Магне Фурухольмен — выдающийся автор песен, работающий на стыке позднего романтизма, импрессионизма и экспрессионизма. Но его главный талант в a-ha — создание красочности, пейзажности, чувственности, точек напряжения в каждом из пластов создаваемого им музыкального полотна. В его музыкальных идеях аранжировщика и музыканта сама краска и эмоция имеют главный смысл. Он создает колорит и атмосферу на многих уровнях восприятия. Недаром, по словам самого Магне для него a-ha — это сильное чувство. Если вы теряетесь в догадках о смысле песни «Giving Up the Ghost», к тексту надо подходить как к творению Фурухольмена, который видит смысл и цель именно в красках. Эта песня и мелодией и текстом и каждым элементом аранжировки описывает внутреннее ментальное и эмоциональное состояние человека в не самый приятный момент его жизни. Главная идея состоит в том, чтобы дать слушателю «побывать в шкуре» героя песни, оказаться внутри и прочувствовать эту темноту, яркие эмоции и страхи и т.д. Что это за состояние — судить слушателю. Причина такого психологического состояния персонажа не имеет значения для Фурухольмена: он оставляет пространство для вашего воображения. Теперь вы поняли? Хотя некоторые его песни и тексты обращаются к позднему романтизму и рассказывают историю, хотя и набросками.

Фурухольмен и Воктор

Дуэт авторов Воктор+Фурухольмен — потрясающий по своей силе взаимодополнения,  результат химической реакции после столкновения разных миров. Вас всегда интересовало, как они могут друг друга дополнять? Объясню на пальцах, то есть примерах

1) Контраст. Manhattan Skyline -песня, в которой мягкие и нежные куплеты написал Магне, а мощный, жетский и пронзительный припев — Пол Воктор. Именно этот контраст делает песню неповторимой и усиливает эффект, подвергая слушателя воздействию целой гаммы разных эмоций. Похожая ситуация с песней «This alone is love». Другой вариант взаимодополнения — песня «Scoundrel days». Если вы прислушаетесь внимательно, то поймете, что куплеты написал Магне, а припев — Пол.

Еще один пример — «Slender Frame», где бархатная хрустальность рояля и куплета контрастирует с жестким эмоциальным рОковым припевом. Не надо далеко ходить назад во времени — «Foot of the Mountain», составленная из 2 песен с разным авторством: Куплет и тема клавишных взята из «The Longest night» Фурухольмена (песня страдала незавершенностью припева) и песни Воктора «Foot of the Mountain», где куплеты были откровенно слабым местом, я припев — явной удачей. В сочетании с совместной работой музыкантов в одной студии это соединение 2-х лучших сторон каждой песни в одну композицию произвело эффект разорвавшейся бомбы.

2) Обогащение Фурухольменом песен Воктора посредством различных музыкальных изобразительных средств. В качестве примера берем песню «East of the Sun» — с точки зрения мелодии — не самая гениальная песня Воктора (это можно понять просто представив ее исполнение под гитару). Поднять ее на уровень выше помогают многослойные атмосферные детали аранжировки: просто послушайте внимательно: как на Вас воздействует оркестровка, написанная Магне, как усиливает понимание песни, являющейся отражением видения Полом мира и смысла существования, человеческого пути  — модернистская какафония звуков перед вступлением гитары, или же эмоционально яркий взрыв клавишных и рояля во втором куплете. В них все то отчаяние, о котором хочет рассказать Пол своим текстом, употребляя самое частое слово в его поэзии — Never, но не может ярко отобразить музыкальными красками. Таких примеров можно приводить много. Начать можно с простейшего — хита Take on me. Вы представляете себе эту песню без клавишного рифа? Фурухольмен выдающийся, но в отличие от Пола не гениальный мелодист. Но его главный гений, неповторимая изюминка заключается во всем вышеперечисленном.

Поэтому-то споры о том, кто из этих двух людей более гениален — бессмысленны. Это пободно спору о том, а кто круче Шопен или Вагнер, Лист или Штраус, Бах или Малер, Моцарт или Равель.

Главное состоит в том, что наилучшего результата они добиваются, когда работают вместе, даже, если записывают песню, которую написал кто-то один из них. Например, также не хватало участия Пола (с его волевым началом и жетскостью) в работе даже над самыми лучшими песнями Магне в период 2002-2005 годов.

Разобрались, надеюсь?

Мортен Харкет

Итак — третий ингридиент. Мортен Харкет. Голос. Не просто голос и даже не просто красивый и сильный голос. Не глотка, не мышцы, не связки, не октавы, а крылья, кровь, душа, естественным, органическим способом соединенные воедино. Для Харкета голос — это инструмент, которым он не берет ноты, а с помощью которого проникает под кожу слушателя, передавая оттенки, краски, эмоции музыкального произведения. Он — часть песни, часть истории, атмосферы, химической реакции. Харкет такой же незаменимый ингридиент, как Воктор и Фурухольмен.

К сожалению, как мелодист Харкет вне соавторства с Фурухольменом или Воктором не является автором в стилистическом поле a-ha. Безусловно, Мортен талантлив и пишет красивые песни, способные нравиться миллионам. Но не этот дар делает его неповторимым и непохожим на другие таланты. Потому что без его песен a-ha все равно будет a-ha (до 2000 года в альбомах группы не было ни одной песни, написанной Мортеном, он всего лишь участвовал в создании 4 композиций — по 2 в 1 и 3-м альбомах, причем главными авторами этих песен были Воктор и Фурухольмен), а не чем-то еще.  Не этот талант автора песен делает его незаменимым ингридиентом в a-ha, а его голос, его вокал. Его органика голоса и души.

Недаром на нашем сайте вопрос в голосовании не звучал как: Ваш Любимый участник группы или что-то в этом роде. Мы спрашиваем Ваше мнение о том, чье мироощущение, философия жизни, взгляд на мир ближе и понятнее вам как человеку. Это опрос не о музыке, внешних данных, подсчете, кто больше написал или спел милых сердцу песен, это опрос о характере, личности, мироощущении.

И последнее, о чем бы хотелось сказать. Я все еще надеюсь, что однажды вновь услышу песни написанные и записанные Полом и Магне вместе и спетые Мортеном, с его вИдением. Потому что талант каждого из трех обогащает остальные. Споры на тему, кто круче бессмысленны и только свидетельствует, что участники упрямых дискуссий «НИ А ЧЕМ» не открыли еще для себя феномен a-ha, а только смотрят на него, кто сквозь замочную скважину, кто-то через форточку, а кто-то через стеклянное окно. Но никто из подобных спорщиков еще не находится внутри. Цель данной статьи не навязать свое вИдение музыки группы читателям, а заставить хотя бы кого-то задуматься и найти свой ответ.

Мортен Харкет сказал очень правильные слова: мы никогда не были теми, кто развлекает, мы те, кто вовлекает.

Желающие быть именно вовлеченными, будут искать ответы. Ради самих себя, а не ради тех, с кем ведут спор.

Елена Кайдалова

Записи по теме