Головна > Архив > Мортен Харкет – органика голоса и души

Мортен Харкет – органика голоса и души

NRK_Studio1_Live_2014
Мортен Харкет

Обаяние этого голоса я ощутила не сразу. Но, прослушав не один альбом a-ha, посмотрев записи их концертов, а затем, ознакомившись с сольными работами Мортена, я почувствовала, что очарована этой органикой голоса и души. Легкостью и одновременно – силой и колоссальным мастерством. Органичной сменой тембров и манер. Мортен Харкет один из самых разносторонне одаренных вокалистов, что я слышала. И вместе с мастерством очаровывает что-то сказочное в его пении – возникают ассоциации со сказочными образами певцов из легенд и мифов разных народов. Орфеем, Лелем, Садко. Это впечатление неземного по красоте пения невозможно произвести искусственно. Это та связка голоса и души, которая может быть только природной.

Физиологически красивых и богатых в тембровом отношении голосов я слышала много, но такого рода дар это дар наполовину. Луженых глоток полно. Настоящая одаренность певца – это внутренняя неразрывная связь его сердца с музыкой, которую он исполняет. Природное чувство стиля, чувство меры. Именно это делает его исполнение талантливым. То, что нельзя выразить словами, можно только почувствовать. С вокалистом группе a-ha повезло. И на месте Мортена трудно представить себе другого – того, кто так, как он, попал бы в “яблочко” со своей манерой, своей тонкостью и мастерством.

Музыкальность Мортена Харкета чувствуется даже в выборе поэтических строк для его песен – как красиво на слух людей любой языковой культуры фонетически звучат английские слова: “Half in love, half in hate”, “To let you win”. Слова, написанные для его песен, так легко и органично сочетаются с его музыкой, что другую музыку для этих слов трудно представить. Связь музыки и слов мне кажется неразрывной, а слова – музыкальными сами по себе. По звучанию. Мортен очень чутко передает музыку слов. Из песен, написанных участниками a-ha, наибольшее ощущение легкости и органики у меня, как у слушателя, именно от песен Мортена. Для меня они звучат, как пение птицы – в них есть полет и некая самодостаточность, кажется, что они не всегда нуждаются в оправе, огранке. Я слышала, как Мортен поет “Half in love, half in hate” сольно, под гитару. У меня не было ощущения, что чего-то не хватает – аранжировки, красивых подголосков. В этой непосредственности была своя прелесть. У меня возникли ассоциации со средневековыми странствующими трубадурами, поющими свои песни и сами себе аккомпанирующими на инструменте. Такое звучание мне даже больше понравилось, чем в записи, где добавлены подголоски.

Это за гранью разума, за гранью мастерства, это природная чуткость настоящего артиста. Скромность, ненавязчивость его звучания – сольного и в качестве члена группы – в сочетании с органикой и чистотой линий его песен подкупают. Обаяние звукового мира a-ha это во многом обаяние музыканта Мортена Харкета.

Многие песни Мортена обогащаются, благодаря вкладу в них других музыкантов, но и он, как вокалист a-ha, многое вносит в музыку, которую исполняет. Связь трех участников группы – Харкета, Фурухольмена и Воктора – это неразрывная связь. И дополнительную “сказочность”, красочность и романтику в эту музыку вносит Мортен. А так же ощущение сильных и мощных крыльев, будто бы уносящих слушателей в небеса.

Музыке и исполнительской манере Мортена свойственна меланхолия – но это светлая, прозрачная и чистая меланхолия. В ней есть что-то космически-неземное и одновременно теплое, согревающее, человечное. Как воздух мы ее вдыхаем вместе с музыкой a-ha.

Наталия Май

Схожі записи