Главная > Архив > Фурухольмен, Воктор и Харкет: сравнение композиторских стилей

Фурухольмен, Воктор и Харкет: сравнение композиторских стилей

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

МАГНЕ ФУРУХОЛЬМЕН

Magne9
Фурухольмен

Lifelines – песня Магне Фурухольмена. Звуковая акварель, переливающаяся разными красками. Импрессионистические черты мелодии и гармонии налицо. Мелодия куплета – две короткие попевки, в сочетании которых заложена колористичность, переливание красок. Как будто блики солнечного света и тени на драгоценном камне запечатлены в звуках мелодии и поддержаны гармонией. Два аккорда – красочного соотношения (минорное трезвучие и септаккорд квинтой ниже). И мы любуемся этим переливанием, этими бликами. “Поворачиваем” камушек и так, и этак, не уставая на него любоваться. Вот такое ощущение от куплета песни. Это очень характерно для импрессионизма в музыке и живописи (живопись самого Магне интересна в этой связи). Мелодия – не протяженная, а состоящая из коротких попевок, в которых уже заложена колористичность, чувственность.

Песня Differences Магне Фурухольмена показывает, как можно гармонически “перекрасить” трехзвуковую мелодическую попевку четырьмя разными аккордами. Как по-новому звучит та же попевка, “окрашиваясь” другой гармонией. У мотива выявляются новые и новые выразительные возможности. Красивейшие инструментальные соло этой песни – как нежнейшие чувственные краски самой Природы. Пейзажность, ощущение солнечных бликов, будто игра воды (любопытно вспомнить классическое импрессионистское произведение “Игра воды” Равеля). Можно долго говорить об импрессионистской стилистике, но главный ее постулат – поиск смысла в краске. Краска звучания это не дополнительное средство выразительности, как в других стилях, в самой краске есть ее собственная ценность, есть Смысл. (Академической музыки этого направления много, но я впервые встречаю импрессионистическую стилистику – да еще и такую богатую! – у эстрадного музыканта.

ПОЛ ВОКТОР-САВОЙ

palochki
Воктор-Савой

Time and again – песня Пола Воктора. Любопытно сравнить ее с Lifelines. В чем-то песни похожи. Они спокойные, медленные. Мелодия куплета тоже состоит из коротких попевок, но… построена совершенно иначе. Само зерно мелодии – трехзвучное. В нем заложена воля. И оно не красочно, это скорее сдержанное музыкальное высказывание – ничего лишнего. Гармония традиционно романтическая (Шуман, Шуберт). Несмотря на мажорный лад песни, звучит она не радостно, ощущается скрытая меланхолия, скрытая боль, воля, будто зажатая “в кулак”. (Для сравнения – Lifelines, написанная в минорном ладу, кажется даже светлее Time and again, написанной в мажорном.) Для меня Пол Воктор – это меланхолия и воля.

Вспомним Summer moved on. Это шедевр. Пронзительное ощущение одиночества, с такой силой и убедительностью воплощенное в творчестве Шуберта и Шумана (особенно в вокальных циклах). Для музыки Пола Воктора характерны сдержанность, лаконизм. Во многих его песнях тональность, очень часто встречающаяся в произведениях романтической эпохи, – h-moll. При этом еще норвежский колорит в мелодике (интервалика – попевки с характерным для норвежской музыки сочетанием интервалов) и черты музыки The Beatles (очень ярко в Theres a reason for it). Все это вместе делает музыку Пола “родной” разным кругам слушателей. И в то же время своеобразной. Открытые эмоции – радость или боль – не характерны для тех образцов музыки Пола, что я слышала. Сдержанность – его неотъемлемая черта. Поэтому и говорить о нем, как о музыканте, сложнее, чем о других.

МОРТЕН ХАРКЕТ

3606161
Харкет

Lay me down tonight – песня Мортена Харкета ( с его сольного альбома). Вот стилистика Мортена, как ни странно, во многом близка русской музыке. Мелодии такого широкого “дыхания” были свойственны Бородину (“Князь Игорь”, квартеты), Рахманинову (“Вокализ”). Мелодия, начавшись, льется свободным потоком, как ручей, и кажется, что у нее не будет конца. Но она заканчивается так же естественно и легко, как и началась. Мортен очень талантливый мелодист. Это его главное качество, как автора. И он не увлекается “красивостью”, его мелодии очень естественны, не чувствуется кокетства и желания понравиться слушателям. В его мелодиях чувствуются перепады, как в человеческой речи, – повышение голоса, понижение. В энергичных песнях, и в медленных лирических ощущение того, что мелодия сродни человеческой речи, присутствует всегда. Энергичная речь, восклицание или тихое интимное проникновенное высказывание. Поэтому его мелодика так задевает за живое. В ней много человеческого тепла.

Стилистика английской музыки, Элтона Джона чувствуется в таких песнях, как, например, Lord. На мое восприятие его музыке в большей степени свойственен английский колорит, чем музыке Магне и Пола. Для него эта стилистика более естественна. Может быть, поэтому так органично “ложатся” английские тексты на мелодию. Даже без аранжировок, просто в сольном исполнении под гитару, некоторые песни звучат хорошо, приходит на ум выражение “пение птицы” – настолько самодостаточны эти мелодии. (Но это касается не всех песен – To let you win я без аранжировки не представляю.) Лаконизм Мортена отличается от лаконизма Пола Воктора. У Пола лаконична сама мелодия (ни одной лишней ноты, его мелодии очень конструктивны), у Мортена – лаконизм выразительных средств. Простые аранжировки (для его песен тембры вообще не принципиальны), самодостаточность в самой Мелодии, основной выразительный упор – на нее.

У Мортена и Магне можно выделить основное качество как авторов – мелодизм одного и красочность другого. У Пола основное качество выделить сложнее в том, что касается музыкальной стилистики. Образно – это воля и меланхолия.

Наталия Май

Записи по теме