Дворцовый переворот Фурухольмена

Поділитися
  • 13
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    13
    Shares

Чем больше открывается подробностей о том, как состоялось возвращение a-ha на музыкальную сцену, тем яснее становится общая картина произошедшего в команде за последние лет 10.

Магне Фурухольмен никогда не имел осознанного намерения похоронить a-ha, даже в тот момент, когда он, как казалось многим, “развалил” группу в 2010.  Клавишник и автор многих песен группы изначально хотел нового начала и новых правил игры, которые позволили бы ему выжить, как творческой личности. Более того, это был вопрос ментального и даже физического выживания для Фурухольмена.  Прощальный тур был инструментом в решении проблемы.

Фурухольмен и Воктор, 90-е

Импульсивный и креативный человек, который не может выдержать постоянного давления, диктата, четких сроков и обязательств, Фурухольмен поплатился своим здоровьем за попытки сделать группу интереснее и неоднозначнее еще в первый период деятельности a-ha: набор неврозов, мерцательная аритмия, депрессия и панические атаки – вот его сувениры, полученные в  1985-1994 годах. Второй этап a-ha начался ослаблением давления со стороны неформального лидера группы Пола Воктора. Первой реакцией на это стало состояние эйфории, которое сказалось на качестве альбома “Lifelines”, который записывался не только в этом душевном состоянии Фурухольмена и Харкета, но и абсолютно изолировано по линии Воктор-Фурухольмен. Один из самых взаимодополняющих и удачных авторских дуэтов распался.

Фурухольмен

В итоге пострадавшей стороной оказался Пол, который никак не мыслил себя вне схемы “a-ha в первоначальном формате”, где он решает все вплоть до мелочей как в творческом процессе, так и в долгосрочных контрактах на годы вперед. Воктор, после свадьбы с Лорен Савой проживающий в Нью-Йорке, оказался в самоизоляции еще и потому, что не мог представить иного способа в творческом процессе. Главной проблемой одного из самых выдающихся композиторов 20 века по версии британских СМИ, оказалась неспособность к саморазвитию и движению вперед, а в итоге его постиг творческий кризис (о чем свидетельствуют все песни, написанные Воктором для альбома Аналог, исключение составил титульный трек – плод сотрудничества с Фурухольменом).

В 2005 году команда подписала долгосрочный контракт с компанией Universal. Стало ли это отправной точкой последующих событий, сказать трудно, но именно Магне Фурухольмена душили долгосрочные обязательства. Не был в восторге от них и Харкет.

После крайне неровного альбома Аnalogue группа долго не решалась на совместную работу. Музыканты ездили в долгосрочные турне, но речь о новых записях несколько лет не шла.

a-ha, 2009

Foot of the Mountain родился спонтанным решением Магне Фурухольмена, впервые проявившего твердость и волю, настояв на работе втроем одновременно в одной студии, чего не наблюдалось со второго этапа записи “Minor Earth, Major Sky”. Альбом оказался самым успешным как минимум со времен 2000 года.  Но не это было самым главным. Пол Воктор  вновь почувствовал ностальгию по старым временам, по тому, что было до 1994 года.  Несмотря на то, что магическая химия троих участников группы давалась каждому из них тяжело и давала побочные эффекты, гитарист a-ha впервые с 2000 года почувствовал тягу к плодотворному творчеству “любой ценой”. Ведь это – его цель, а именно в цели состоит единственный смысл для Воктора-Савоя.

Несмотря на то, что Пол до сих пор уговаривает себя, что Прощальный тур был бизнес -решением и ничем более, на самом деле, псевдо-расставание было первым камешком в мозаике перезагрузки a-ha в новом формате: без долгосрочных контрактов, далеко идущих планов, но с творческими порывами и импульсами.

Мортен Харкет однажды сказал, что Магне Фурухольмен является прекрасным манипулятором. “Если Магне манипулирует вами, вы никогда этого не почувствуете и не узнаете об этом”.

В контрасте с Воктором, главным смыслом для Фурухольмена яляется движение, поиск, процесс, но не конечная цель. Поэтому для него остро стоял вопрос выживания и при лучшем исходе: перезагрузка группы в новом формате, где никто не сможет оказывать на него огромное давление. Харкет поддержал коллегу в этом.

Как ни старался Пол Воктор удержать, Магне и Мортен отпустили. Отпустили, понимая, что настоящее вернется. Потому что то, что твое, никуда не денется.

Фурухольмен

Именно эти двое по максимуму использовали перерыв для личностного и творческого роста.  Мортен вновь полюбил петь. Это было уже слышно на сольнике “Brother”, Фурухольмен же искал себя и набирался мудрости. Оба развивались в эти четыре года.

Для Воктора же период 2011-2013 года был движением по замкнутому кругу. Savoy никогда не был смыслом для гитариста a-ha. Поэтому у него даже не было вдохновения творить в семейной группе. Ежедневная рутина: дом – студия – дом, и складирование написанного материала. Музыканта даже не тянуло посвящать больше времени единственному сыну. Не знаю, признается ли себе в этом Пол, но связка “Муза (Лорен савой) – a-ha” всегда являлись главным и единственным проектом его жизни. Каждая из песен участников a-ha всегда отражала состояние своего автора (ов), поэтому все песни Пола, вошедшие в 10-й альбом, “смотрят назад” – нескончаемая попытка вернуть то, что уже ушло.

Именно на знании этой специфики характера Пола и сыграл Магне. Сыграл в долгосрочной перспективе. Поначалу Мортен согласился спеть песни Воктора и записать их вместе с продюсером Аланом Тарни. Пол был воодушевлен. В своих интервью 2015 года он не раз подчеркивал об этом периоде, как о самом лучшем во всем периоде записи нового альбома.

Когда более десятка песен было записано, и Воктор для себя уже решил, что пластинка  концептуально готова, и все вновь находится под его контролем, в уравнение вернулся Магне Фурухольмен (хотя на самом деле из него никогда и не уходил). Это моментально сместило все акценты. На сторону Магне сразу же перешел Харкет. Результатом споров и дискуссий и стало рождение схемы: Никаких долгосрочных планов.

a-ha, 2015

“У нас нет планов, но мы ничего не исключаем” – новый девиз a-ha. Свобода от давления и свобода творчества, уход от зависимости от Пола Воктора, – и результат налицо: именно Фурухольмен в итоге получил то, что хотел. Ту a-ha, которая не душила бы его как творческую личность. По сути теперь Магне – новый мастермайнд, стоящий за а-ха. Импульсивный, любящий жизнь во всех ее проявлениях и черпающий в ней свое вдохновение, жаждущий развиваться и постоянно двигаться вперед.

“В 2010 году я чувствовал, что мне нечего сказать в a-ha” – говорит Фурухольмен.  Но эти слова только верхушка айсберга. Он просто не мог продолжать на существовавших тогда условиях, он задыхался, не мог быть собой.

Как оказалось, пусть в меньшей степени, но эти аспекты волновали и Харкета.

Поэтому именно Магне и Мортен сейчас получают больше удовольствия от третьего дыхания a-ha.

Пол же испытывает разочарование. “Как же так вышло? – признался он в интервью норвежской прессе, – думаю, что мне понадобиться много времени, прежде, чем я смогу прослушать этот альбом снова”.

Напротив, прислушайтесь к песням Фурухольмена на новом альбоме. Они разнообразны по тематике, атмосфере, и больше не страдают от проблем со слабым акцентом на кульминацию.

Песням же Воктора стало недоставать нерва и фирменного волевого начала. Он утратил то влияние и власть авторитета, которые у него когда-то были. Думаю, сейчас Пол хорошо знает ответ на вопрос, который задавал себе долгие годы: Гений Магне или дурак? Главное, чтобы Пол извлек урок из произошедшего. Терять его гений мелодиста и поэта никому не хочется.

A-ha снова с нами, чтобы удивлять и появляться неожиданно. Пока огонь внутри не погас, они будут возвращаться.

9QMPedHlnL0
Фурухольмен и Харкет

Харкет уже пошутил на эту тему, сказав, что настоящий конец a-ha наступит, когда мы полезем друг на друга с ножами, чтобы перерезать глотки.

Итак, готовы ли к сюрпризам и отсутствию стабильности?

Елена Кайдалова

Схожі записи

Пробуждение A-ha «Cast in Steel» вышел очень сильным альбомом. На нем нет хитов уровня Summer moved on, к примеру, но там есть движение вперед. Особенно это слышится в...
Магия Рио a-ha Рио-де-Жанейро - место особенное. С Рио у группы связь уже много лет, и проявляется она не только в том, что когда-то музыканты поставили здесь...
Who is Who? К вопросу о бессмысленных сп... Читая (скорее, просматривая по диагонали) на разных форумах и пабликах бесконечные споры по совершенно бессмысленному поводу: доказать друг другу, а к...
“Cast in Steel” – реце... обложка альбома Когда берешься писать рецензию на альбом a-ha, понимаешь, что к процессу надо подходить, максимально отстранив себя от субъективных ...
a-ha: Мы – группа, а не друзья... a-ha 2015 Сразу после релиза нового альбома A-ha "Cast in Steel" немецкое издание Magistrix опубликовало интервью с участниками группы, которое мы п...
Фурухольмен: a-ha – Это наша обща... a-ha Накануне релиза десятого студийного альбома a-ha "Cast in Steel" немецкое издание "Berliner Morgenpost" опубликовало расширенное интервью с уча...