Главная > Публикации > “Cast in Steel” – рецензия

“Cast in Steel” – рецензия

Поделиться
  • 9
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    9
    Shares
a-ha
обложка альбома

Когда берешься писать рецензию на альбом a-ha, понимаешь, что к процессу надо подходить, максимально отстранив себя от субъективных моментов и личных пристрастий. И еще – максимально расслушать. Потому что именно при таком раскладе можно по-настоящему понять качество песни с точки зрения главной фишки группы -“музыка вне временных рамок, не зависящая от моды, и не ставящая своей целью произвести кратковременную революцию”.

Группа записывала диск, взяв за основу схему записи альбомом в “Lifelines”, “Analogue” и частично “Minor Eath/Major Sky”, внеся, между тем существенные изменения: участники группы были со-продюссерами своих песен, над большинством  песен работал Эрик Льюнгрен.

Сразу скажу, что, вне всяких сомнений, Cast in Steel – лучший из альбомов, записанных по данной схеме. А по некоторым параметрам является лучшим со времен “Memorial beach”. Речь идет прежде всего о вокале Харкета. Последние 10 лет вокалист группы не просто экспериментировал с фальцетом, но по неизвестным до конца причинам, полностью отказался от звучания “лирический баритон/драматический тенор”. Поэтому все альбомы 2000-2009 года страдали одним недостатком: со стороны вокала атмосферу, настроение подчеркивали только интонации голоса Харкета, использовавшего исключительно верхний регистр, даже в темных по окраске драматических песнях. Наконец-то, этот период позади. Впервые за многие годы мы слышим не только разные интонации, но и разные тембральные окраски его голоса, которые позволяют в большей степени усилить драматический эффект, а  Giving Up the Ghost – наполнить и саркастически – харАктерным. Голос Харкета вернул свою силу и сочность. И это несомненное достоинство диска.

Главное, что привлекает внимание при знакомстве с альбомом: все песни прежде всего являются отражением внутреннего состояния их авторов на момент написания. Поэтому  плюсом диска следует считать его честность и искренность.

Пол Воктор, как и всегда, пишет о своей личной боли, но как и любой выдаюшийся поэт и композитор, создает свое детище более широким по смыслу. Его нынешнее замешательство отражается в отсутствии волевого начала и нерва в большинстве написанных им песен: особенно чувствуется отсутствие взаимодействия с Фурухольменом в таких песнях как “Door Ajar” и “Goodbye Thomson”. Меланхолия как фирменный TM Воктора никуда не делась. Она все там же. Пожалуй, через мелодию и аскетизм аранжировки можно ощутить бОльшую изолированность и одиночество автора, который по ряду причин чувствует себя рыбой, выброшенной на берег.

Тем не менее, “Under The Make Up”“She’s humming a tune”, и частично “Shadow Endeavors” – звучат завершенно, поэтому выделяются среди остальных. Вероятно, потому что первая поднимает тему, которая волнует Воктора сильнее всего в данный момент времени, а вторая была написана 30 лет назад. Изюминкой же “Shadow Endeavors” является атмосферно-меланхоличная концовка песни, красок которой придает использование Харкетом более низкого тембра голоса, что отлично работает в контрасте с более светлой основной темой трека.

Но, безусловно, самыми яркими номерами альбома стали песни Магне Фурухольмена. Не только потому, что они очень разнообразны по диапазону тематик (Mythomania – об опасности самоизоляции и жизни в коконе, а The End of the Affair – об умении отпустить то, что в прошлом). Песни клавишника по-прежнему красочны, пейзажны и чувственны – что всегда было его фишкой. Именно в них чувствуешь энергетику, желание творить. В них есть все: завязка, воля и кульминация. ТО, чего не хватало ему раньше. Написанная в соавторсве  Харкетом песня “Forest Fire” на этом альбоме не страдает тем, чем страдали их общие проекты в альбоме “Lifelines” (прежде всего Turn the lights Down и Oranges on Appletrees): Харкет больше не делает бледными краски Фурухольмена, а скорее дополняет трек чем-то новым. Песня  полна энергии, льющей через край, заряжающей слушателей, вошедших с ней в соприкосновение.

Что касается двух песен самого Мортена Харкета, то их нельзя оценить равнозначно. Если “The Wake” органично вписывается в альбом, то чрезмерно светлая “Living at the End of the world”, особенно в связке с вокторовской “Door Ajar” создает эффект пробуксовки в середине альбома.

A-ha умудряются спорить по любому поводу, три ЭГО порой действуют деструктивно и в частичной изоляции. Большой ошибкой, по моему мнению, является исключение великолепной “The End of The Affair” из основного издания и включения ее в Deluxe Edition. Кто стоял за этим решением, неизвестно, но безусловно стандартное издание альбома от этого только пострадало.

Перерыв в деятельности a-ha по-разному сказался на участниках группы. Фурухольмен вернулся, полным креатива, Воктор – опустошенным. Но несмотря на контраст настроений и некоторую изолированность в записи альбома по линии Воктор-Фурухольмен, пластинка звучит как единое целое. Нехватка красок в большинстве песен первого, компенсируется атмосферно -пейзажными яркими номерами второго и объемным вокалом Харкета.

Оценка: 7.5/10

Елена Кайдалова

Записи по теме