Головна > Архив > A-ha: Преодолевая культурные барьеры

A-ha: Преодолевая культурные барьеры

В конце июня 2002 года норвежская группа дала концерты в Москве и Минске.

В наше время стало необычайно модным прятать собственную музыкальную несостоятельность за мишурой яркого шоу (вспомним вычурность концертов Бориса Моисеева, Филиппа Киркорова и даже Александра Малинина). Подобные шоу с восторгом приветствуется некоторой категорией зрителей. Эта тенденция постепенно набирает обороты, и дошло уже до того, что шоу Бориса Моисеева стало самым востребованным на просторах СНГ. Существует такая же тенденция, хотя и не столь ярко окрашенная и в Европе. К счастью поклонников музыки, существуют и приятные исключения. Одним из самых ярких является норвежская группа a-ha. Если вы идете на концерт послушать живую высококлассную музыку, а не посмотреть на танцевальные номера и не знающие меры спецэффекты, то концерт a-ha именно для вас.

Норвежская группа a-ha уже в третий раз посещает нашего северного соседа – Россию. Впервые это случилось летом 1994 года, когда a-ha были гостями фестиваля Белые ночи Санкт-Петербурга. Тогда не обошлось без скандала – посреди концерта группу буквально силой увели со сцены охранники… А ведь это был последний концерт a-ha перед их перерывом в совместной деятельности. В марте прошлого года норвежцы вновь посетили Россию с двумя концертами, в рамках турне “Minor Earth, Major Sky”. Вновь не обошлось без неприятных сюрпризов в лице откровенно неподготовленных журналистов на пресс-конференции, плохо организованного концерта и скучающего Vip партера прямо перед сценой, ставшего своего рода барьером между группой и слушателями. Некоторое негативное впечатление, оставшееся у музыкантов после прошлогоднего вояжа в Россию, не помешало им уже через год вновь вернуться в Москву, теперь уже в рамках мирового турне в поддержку нового альбома “Lifelines”.

“Lifelines” – это уже седьмой студийный альбом a-ha за почти двадцатилетнюю историю группы, которая уходит корнями еще в 80-е годы, когда ее в школьные годы познакомились и подружились Пол Воктор (гитара) и Магне Фурухольмен (клавишные), игравшие вместе в нескольких группах, самой серьезной из которых можно назвать “Bridges”. Во времена, когда 70-е становились уже историей, а 80-е еще не заявили о себе, они играли психоделическую музыку, находясь под очень сильным влиянием одной из любимых ими команд – легендарных “Doors”. Когда к Полу и Магне в 1982 году присоединился Мортен Харкет и ребята поехали в Лондон искать счастья, психоделизм был уже не в моде, зарождалось так называемое романтическое постпанковое движение. Надо сказать, что добились желаемого ребята не сразу. Первая их поездка в Лондон увенчалась ничем. Но юности присуща изрядная настойчивость, и уже вскоре они вернулись в столицу Великобритании, полные решимости завоевать музыкальный рынок и стать вторыми “Beatles”. На этот раз им повезло и их заметил Терри Слейтер. Работа над дебютным альбомом закипела сразу же. И тут a-ha совершили свою главную, пожалуй, ошибку: они согласились с мнением продюсеров о том, что их надо раскручивать в качестве бойбенда. Когда невеста Пола Воктора, впоследствии ставшая его женой, Лорен Савой увидела первые образцы постеров, она сказала: “Очень скоро вы пожалеете об этом”. Сейчас участники а-ха с горечью вспоминают о том своем решении: ”Да, раскрутить нас при помощи имиджа беззаботных смазливых мальчиков было действительно легче всего. Другой вопрос, что этот имидж не соответствовал ни нашей музыке, ни нашим текстам, ни нам самим и нашему мироощущению. И честно говоря, это постоянное сравнение нас с бойбендами вообще кажется нам несуразностью. Песни мы писали сами, аранжировки делали сами, играли и пели сами. Мы даже сами подбирали себе одежду и прически…. Наша беда была в том, что мы были слишком молоды тогда, чтобы задумываться о последствиях этого решения. Главной заслугой U2 можно считать то, что с самого начала они сумели раскрутить себя такими, какими они были на самом деле. Именно благодаря этому они имеют такую уважаемую репутацию в музыкальном мире,” – сказал солист a-ha Мортен Харкет в одном из недавних интервью немецкой прессе.

После триумфального возвращения на мировую сцену в 2000 году с альбомом “Minor earth, Major Sky”, после полученного долгожданного признания от критиков, и особенно невероятно успешного турне в поддержку этого альбома, a-ha получили невероятный заряд энергии и энтузиазма. В результате чего группа собралась летом 2001 года в студии для записи очередного альбома.

tumblr_nkszztTYGa1t24ch5o1_1280“Я считаю, что основной причиной, по которой новый альбом вышел так быстро, был тот энтузиазм, то празднование воссоединения нашей группы, то, что мы нашли новый ритм, новую динамику внутри a-ha. Наш первый альбом после воссоединения был такой небольшой бомбочкой, которую нужно бросить и посмотреть, а какой будет эффект, результат. Нам понравился этот эффект. И играя на концертах, мы осознали, что по-настоящему наслаждаемся этим.” – сказал на пресс-конференции в Москве клавишник группы Магне Фурухольмен.

Новый альбом вышел в свет в конце апреля и сразу же оккупировал верхние строчки хитпарадов Германии и Норвегии, дебютировал на 2 месте в Австрии, вошел в лучшие десятки многих стран Европы и поднялся на 5 место в общеевропейском чарте. География мирового турне в поддержку альбома, проходящего в два этапа, охватывает такие страны как Великобритания, Норвегия, Швеция. Дания, Франция, Испания, Германия. Ирландия, Швейцария, Польша, Россия, Финляндия, Бразилия, Литва, Япония и другие. Завершающими первый этап турне и стали концерты в Москве и столице Беларуси Минске.

Надо отдать должное организаторам и информационному спонсору – агенству Интермедиа: на этот раз пресс-конференция и концерт в Москве проходили уже совсем по-другому. Наличие танцпартера способствовало непосредственному контакту артист-публика, что стало приятным сюрпризом для музыкантов, ожидавших, возможно, повторения прошлогодней истории с абсолютно равнодушным VIP сектором. Оказавшись лицом к лицу с понимающей их публикой, a-ha словно преобразились. На сцене и в партере царила невероятная атмосфера, а благодаря установленным в зале большим экранам за тем, что творилось на сцене, могли наблюдать и зрители, купившие билеты на галерку. Наряды милиции безуспешно искали в танцевальном партере какие-то намеки на правонарушения, но зрители вели себя удивительно тактично и после концерта организованно покинули зал. В Минске же отсутствие инцидентов среди поющей и скандирующей публики и вовсе вызывало крайнее удивление у блюстителей правопорядка. Создавалось впечатление, что ранее они имели дело только с прямо противоположными случаями, что вполне объяснимо: музыканты такого уровня как a-ha навестили столицу Беларуси впервые.

Надо заметить, что a-ha всегда имели репутацию великолепной концертной группы, что подтвердилось и на концертах в Москве и Минске. Новые песни прозвучали намного сочнее и интереснее, чем на альбоме, зрители встретили новации, искренность исполнения с восторгом, и у многих, наверное, напрашивался вопрос: а нужны ли а-ха продюсеры вообще, если без участия последних, они создают более яркие и интересные версии своих песен? После увиденного и услышанного напрашивался вывод: музыканты спешили выпустить свой альбом только для того, чтобы вновь иметь возможность предстать перед публикой с концертами. Ведь на сцене они жили музыкой и выглядели невероятно счастливыми, потому что ощущали себя на своем месте. Потому, что публика встретила их невероятно тепло. Вот как объяснили сами музыканты причину своей популярности у публики в странах СНГ:

“…есть некоторая симпатия, есть некоторая схожесть культур, а также исторические связи между. Но когда мы пишем музыку, мы стараемся понравиться всей аудитории. Иногда мы думаем, что какая-то страна не так тепло воспримет нашу работу, а получается наоборот. Мы пишем музыку, стараясь преодолеть культурные барьеры. Мы вкладываем в песни свою страсть…”

После таких концертов очень хочется верить, что наши музыканты начнут брать пример не только с артистов, поражающих зрителей исключительно великолепием и вычурностью, а порой и пошлостью своих шоу, но и с музыкантов, которые дарят зрителям свою музыку, в которую вкладывают частичку своей души.

Елена Кайдалова

Схожі записи