Главная > Архив > A-ha как явление

A-ha как явление

AHA_NewsPics_03262015a
a-ha

Мое знакомство с музыкой группы a-ha началось с альбома Minor earth major sky. С первых же звуков я ощутила: это не просто талантливый коллектив, это явление. Но, только прослушав большое количество раз, я почувствовала сожаление, что до сих пор явление под названием a-ha было мне незнакомо. И оно так и могло пройти мимо меня…

Сожаление это пришло не сразу именно потому, что таково свойство музыки этой группы. Не ошеломлять слушателя, а постепенно проникать в его внутренний мир. Наполнять чистотой и гармонией. Своим собственным “воздухом”. Люди будто “вдыхают” a-ha – их собственную палитру музыкальных красок, ощущение полета и бесконечности – и a-ha от их “уха” уже неотделима.

Сначала слушатели сравнивают их с другими (как это обычно бывает при первом знакомстве человека с творчеством новой для него группы) а потом, незаметно для самих себя, начинают соотносить с ними других. Потому, что серьезность этого явления и его место в музыкальной картине современного мира, осознается постепенно – по мере все большего и большего прослушивания и проникновения этой музыкой. И именно художественная высота в сочетании с ненавязчивостью, глубина с простотой и прозрачностью, новизна с традиционностью в лучшем смысле этого слова и есть самое сложное в постижении этой музыки. Потому, что под индивидуальностью многие профессионалы и любители музыки привыкли понимать вычурность и поиск музыкантами эффектных новаторских средств ради того, чтобы произвести на слушателей впечатление оригинальности и новизны. Музыка a-ha подкупила меня именно тем, что это подлинная оригинальность. Та, что идет изнутри. И осознается не сразу.

Первые же ассоциации, которые у меня возникли, – музыкальный романтизм шумановской эпохи. Не секрет, что рок-музыка ушедшего столетия родственна романтикам девятнадцатого века – Шуману, Шуберту, Шопену. Образный мир, мелодико-гармонические традиции. Но в музыке a-ha это ощущения родства с романтиками очень остро. Из-за удивительной органичности музыкального мироощущения. Я даже представляю Шуберта, поющего Summer moved on. Это одна из лучших вещей альбома. Редко, когда в музыке достижима такая пронзительность в сочетании со спокойной повествовательной интонацией. Мягкая рок-н-ролльная основа, при этом любимые тональности и гармонические обороты романтиков, усиливающие ощущение родства с той эпохой, своя интонация, свое “дыхание” и в более сложно построенных композициях (You’ll never get over me, The sun never shone that day, To let you win) и более простых (I won’t forget her). При первом прослушивании альбома у меня возникали ассоциации с The Beatles, но потом я поняла, что они похожи на них (по крайней мере, в этом альбоме) в той мере, в которой на них похожи все разновидности рок- и поп-рок-групп.

Сильное не только эмоциональное, но и профессиональное впечатление на меня произвели You’ll never get over me, The sun never shone that day. Первая – сочетанием повествовательной песенной интонации с подспудной молитвенностью, благодаря чему эта песня звучит как хорал. Вырастает в звучании. И вообще ощущение хоральности возникало у меня при прослушивании многих медленных песен альбома. (Не знаю, знакомы ли и любят ли музыканты a-ha лучшие образцы духовной музыки, но ассоциации с ней у меня возникают. Так же, как при прослушивании самых проникновенных композиций The Beatles. Например, Here, there and everywhere.) Вторая песня запомнилась мне неожиданным музыкальным поворотом. И эта “неожиданность” выглядит очень хорошо подготовленной.

Самое сложное, что только может быть для музыканта, – добиться оригинального звучания и ощущения новизны в рамках традиционного стиля. Этот альбом a-ha – одна из лучших тому иллюстраций. И я рада, что именно с него началось мое знакомство с a-ha.

Наталия Май

Записи по теме