Главная > Архив > Романтики наших дней

Романтики наших дней

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
a-ha_176018-1280x1024
a-ha

Романтизм (франц. romantisme) – художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 веков, – это тема отдельного разговора в связи с музыкой a-ha. Может быть, самое время его начать? И тогда мысли и чувства, которые эта музыка в нас вызывает, прояснятся для нас самих.

Вот краткая историческая справка. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале 19 века под воздействием раннего немецкого литературно-философского романтизма (Ф.В. Шеллинг, Жан-Поль и др.). Его начальный этап представлен творчеством Ф. Шуберта, К.М. Вебера, Дж. Филда и др. Последующий этап (1830-50-гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Дж. Мейербера, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца 19 века (И. Брамс, А. Брукнер, позднее творчество Листа и Вагнера, ранние сочинения Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых национальных школах расцвет романтизма пришелся на последнюю треть 19 века и начало 20 в. (Э. Григ, Я Сибелиус, И. Альбенис и др.). В русской музыке это движение нашло отражение в творчестве композиторов начала 19 века (А. Алябьев, А. Н. Верстовский) и во 2-ой половине 19 – нач. 20 вв. (творчество П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера).

Развитие музыкального романтизма протекало неравномерно и различными путями в зависимости от национальных особенностей и исторических условий. В Германии и Австрии романтизм был тесно связан с немецкой лирической поэзией (и в связи с этим расцвет вокального искусства), во Франции – с достижениями драматического театра. Романтизм в музыке свободно “общался” с романтической поэзией, драмой, произведениями изобразительного искусства. Разные виды искусства взаимодействовали между собой. Композиторы создавали произведения под впечатлением от увиденных картин и прочитанных литературных произведений (особенно ярко это проявилось в творчестве Листа). Это направление, ведущее в искусстве 19 века, дало миру необычайный расцвет его во всех областях, особенно в музыке.

В чем же была его сущность? И как это отразилось в позднейшие эпохи? В каком виде дошло до наших дней?

По сравнению с предшествующим романтизму господствующим направлением в искусстве, классицизмом, в творчестве романтиков на первый план вышел Человек. Его чувства, его мысли. Не типическое, обобщенное (как у классицистов 18 века), а ярко индивидуальное, оригинальное, единственное в своем роде. Возник новый герой – человек, не понятый обществом и потому отвергнутый им. И ищущий утешения в мире грез, фантазий. Романтики противопоставляли мир прекрасных недостижимых идеалов и реальность, пронизанную духом мещанства, потребления, чуждую им и нелюбимую ими.

Тема скитальчества, одиночества сосуществовала в творчестве романтиков с поэтизацией и некоторой идеализацией далекого прошлого, мира природы, народного быта (отсюда интерес к фольклору и его переосмысление), с одной стороны, и иронией, гротесковым отражением реального мира как “кривого зеркала”, с другой стороны (особенно ярко это проявилось в литературе в творчестве Э.Т.А. Гофмана).

Романтики проявили себя в раскрытии индивидуального мира личности психологически усложненного, порой раздвоенного лирического героя. Личная драма непонятого художника, оттенок автобиографичности в произведениях романтиков, их собственные переживания, нашедшие отражения в их произведениях, сделали их и ближе слушателю и в то же время отдалили их от него. Это не то творчество, которое найдет отклик у любого сердца. Это не те “злободневные” или даже очень сильные эмоциональные переживания, которые понятны всем и каждому.

Это переживания прежде всего творческой личности, пусть даже и не реализующей себя в конкретном виде искусства. И любители именно романтиков – это по духу Творческие люди. Так было, так есть и так будет.

Это очень обобщенная характеристика романтической образности, а она разнообразна настолько, насколько разные художники ее представляли – Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Шуберт. Это ярчайшие представители романтизма.

Так что же случилось в двадцатом столетии? На смену романтизму пришли другие течения, порой более агрессивные по своей эстетике, отрицающие все, что составляло дух романтизма.

Искусство двадцатого века отразило его эстетику, его новую образность – в ней агрессия была неотъемлемой частью. Многие художники провозгласили, что обращение к внутреннему миру человека их больше не интересует, и увлеклись в своем творчестве “ароматами” новой эпохи – эпохи научно-технического прогресса (нельзя не признать, что в новой эстетике они создавали и шедевры – “Болеро” Равеля).

Понятие “индивидуализма” стало значить совсем другое. Индивидуальность композиторской техники. То есть не новизна, идущая от сердца, а техническая новизна. На современном жаргоне это звучит примерно так: изобрести новую “фишку”. Возник культ технического (сочинительского) экспериментаторства. Интерес к Человеку отошел на второй план. (В изобразительных искусствах – похожие процессы.)

Композиторы академической школы так увлеклись новыми течениями, с одной стороны, и экспериментами, с другой, что отошли от широкого слушателя. И отдалялись от него все больше и больше. Но свято место пусто не бывает, как говорится. Лик широкой аудитории обернулся к музыкальной эстраде. И интересующие нас процессы возобновились уже Там.

Романтическая эстетика, по которой неосознанно ностальгировало человечество, возникла снова. С приметами нового времени, с новым инструментарием. The Beatles и были для мира тем самым новым (а на самом деле хорошо к тому времени забытым “старым”), чего многие ждали. А за ними потянулись другие группы. Рок-музыку двадцатого века сравнивают не только с романтизмом, но и с барокко (музыка Баха, Генделя), средневековым пением трубадуров, труверов – в творчестве The Beatles, Scorpions это особенно ярко, если анализировать стилевые особенности. Именно звучание гитары (напоминающее и баховский орган, и древние инструменты средневековых странствующих певцов), и гармонический, мелодический стиль, полифония вызывают такие ассоциации. Новизна – это ритм и тембры.

Рок-коллективы делились в свою очередь на более мягкие и более агрессивные, что уже ближе по эстетике не романтизму, а веризму, экспрессионизму – одним словом, другим течениям 19-начала 20 века. Талантливейшие представители романтизма 20 века часто сами о том не подозревали. В силу отсутствия академической базы в их профессиональной подготовке. И это часто заводило их творчество после расцвета в тупик, как это произошло в том числе и с Beatles. Но это уже тема отдельного исследования.

Вот мы подошли к музыке a-ha. На дворе двадцать первый век, звучит Summer moved on, и я вспоминаю вокальные циклы Шуберта и Шумана. Что здесь можно сказать?.. Даже не верится, что двадцатый век с его механистичностью и агрессивностью вообще имел место, у меня возникает чувство, что я в девятнадцатом. И романтизм зарождается…

Наталия Май

Записи по теме